Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ЗЛАТОУСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Город и завод  1  2

Музей 1  2

Ветлуга

Железнодорожная станция Златоуст

Железнодорожная станция Уржумка. Александровская сопка

 

 

В отличие от всех рассмотренных до сих пор фотографий Златоуста, фотографии, представленные на этой странице, сделаны не в 1909, а в 1910 году, во время второй поездки по Уралу. (Об этом свидетельствует и расположение черно-белых копий в альбоме, и то обстоятельство, что ни на одном из сохранившихся негативов нет трехзначных меток, которые есть почти на всех негативах 1909 года.)

Чем же можно это объяснить?

При знакомстве с фотографиями, сделанными в первой поездке по Уралу в1909 году, создается впечатление, что в конце поездки Прокудин-Горский очень спешил (об этом говорит и состав фотографий, и довольно беспорядочно поставленные метки на негативах). Шел сентябрь. Вероятно, начала портиться погода, надвигалась осень - а Прокудин-Горский должен был еще побывать в Златоусте. В Челябинске он пробыл, видимо, совсем недолго (сделал только две фотографии), а по пути из Челябинска в Златоуст вышел из поезда только один раз - на станции Миасс, причем даже не стал фотографировать город Миасс, а ограничился двумя видами издали на Ильменское озеро и Ильменские горы и одной жанровой фотографией. Прокудин-Горский проехал мимо Уржумки и сразу проследовал в Златоуст. Возможно, он надеялся все же побывать на станции Уржумке и на Александровской сопке после того, как сфотографирует достопримечательности города. Но это не удалось: погода испортилась настолько, что о продолжении поездки не могло быть речи. (О том, какая была погода, можно судить по сделанным на обратном пути фотографиям станции Вязовой: еще сентябрь, а уже выпал снег.)

Но в следующую поездку, в 1910 году Прокудин-Горский еще раз проехал в эти края и, наконец, сделал фотографии, без которых Златоуст был бы представлен неполно.

 

 

Железнодорожная станция Уржумка

В 1892 г. Самаро-Златоустовская железная дорога была продлена от Златоуста до Челябинска. Одной из станций на новом отрезке стала Уржумка. Она расположена при подъезде к городу, в месте, которое было удалено от станции Златоуст на 17 верст; теперь разросшийся Златоуст подступил вплотную к Уржумке.

 

Граница Европы и Азии у ст. Уржумки. 1910

Репродукция №02180

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия.

Обелиск на границе Европы и Азии поставлен в 1892 г. по проекту Н.Г.Гарина-Михайловского - инженера-путейца и известного писателя. Примерно в этом же месте проходила и граница двух губерний - Уфимской и Оренбургской (теперь всё это - территория Челябинской области).

Обелиск сохранился до нашего времени и остается известной достопримечательностью.

 

 

Александровская сопка

Александровская сопка славится прекрасными видами, открывающимися с ее вершины. Она  расположена в 3 км к северу от Уржумки. Путь на Александровскую сопку значительно легче, чем путь на другие горы в окрестностях Златоуста: до самой вершины проложена удобная дорожка.

Эту гору посещали члены императорской фамилии: в 1824 г. - император Александр I, а в 1837 г. - наследник престола Александр Николаевич, будущий император Александр II. В память о втором посещении гору и стали называть Александровской сопкой.

 

Первые две представленные здесь фотографии помещены под ошибочным названием "В горах у Бакальского рудника". Ошибка была замечена на разных сайтах. В частности, на нее указали участники форумов [1п] и [3в]

 

 

 

[Александровская сопка]. 1910

Репродукция №20638. Оригинал

 

 

 

[Александровская сопка]. 1910

Репродукция №20864. Оригинал

 

 

 

У подножья Александровской сопки. 1910

Репродукция №20653. Оригинал

 

 

От следующих двух фотографий, к сожалению, остались только черно-белые копии.

 

Александровская сопка. 1910

Репродукция №02178

 

 

 

Вершина Александровской сопки. 1910

Репродукция №02179

 

 

 

На Александровской сопке. 1910

Репродукция №20651. Оригинал

 

 

 

На Александровской сопке. 1910

Репродукция №20652. Оригинал

 

 

 

Вид на Златоуст с Александровской сопки. 1910

Репродукция №20853. Оригинал  Крупное изображение

Златоуст виден вдали в правой половине фотографии. Его можно довольно хорошо разглядеть на крупном изображении. Отсюда виден весь город целиком. Перед ним городской пруд на реке Ай, справа гора Косотур. Над городом белеют два большох храма с колокольнями: слева у берега пруда - Троицкий собор, правее и дальше - Никольская церковь. Как жаль, что теперь этих храмов нет!

 

 

 

Гора Таганай. С Александровской сопки. 1910

Репродукция №20650. Оригинал

 

 

 

Гора Таганай. 1910

Репродукция №20863. Оригинал

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт "Златоуст". http://www.zlatoust.ru/. Страницы:

а) Первые цветные фотографии Златоуста из коллекции Сергея Михайловича Прокудина-Горского. http://www.zlatoust.ru/about/foto1910.html

б) А.Козлов. Город Златоуст. Энциклопедическая справка. http://www.zlatoust.ru/about/zlatoust/

в) Е.Ковина, Ю.Окунцов. Оружейная фабрика. http://www.zlatoust.ru/a/ze/orush_fabrika.html

г) Н.Косиков. Арсенал. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?110

д) Е.Ковина. Музей краеведческий. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?1819

е) Н.Косиков. Дом горного начальника. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?799

ж) Н.Косиков. Утерянное наследство. http://www.zlatoust.ru/a/sobor/kosikov.html

з) А.Козлов, Н.Косиков. Свято-Троицкий собор. http://www.zlatoust.ru/a/ze/sobor.html

и) В.Гарус, С.Куликовская. Тележников Федор Александрович. http://www.zlatoust.ru/a/ze/teleshnikov.html

к) С.Куликовская, Ю.Окунцов. Немецкие мастера в Златоусте. http://www.zlatoust.ru/a/ze/nemcy_v_zlatouste.html

л) Н.Косиков. Александру 2-му памятник. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?42

м) Н.Косиков, С.Стрельников. Ветлуга. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?479

н) А.Козлов. Самаро-Златоустовская железная дорога. http://www.zlatoust.ru/a/ze/shd_doroga.html

о) А.Либерман, В.Бухарцев. Европа - Азия. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?836,837

п) Форум. http://www.zlatoust.ru/notebook/forum2.html?bank=19506&type_s=zlatoust-forum-zlatoust

 

2. В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 334 - 338, 341, 342

 

3. Сайт "Храмы России": а) страница http://www.temples.ru/card.php?ID=10460; б) форум, страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3619&start=135; в) форум, страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=60

 

 

 

 

ЗЛАТОУСТ: начало

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.