Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Урал и Западная Сибирь
РЕКА ЮРЮЗАНЬ
Далее железная дорога проходит вверх по течению реки Юрюзань. (В начале XX века это название писали немного по-другому: Юрезань.) На этой и следующих страницах представлены фотографии, сделанные Прокудиным-Горским на Юрюзани - в той ее части, вдоль которой проходит железная дорога.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ЮРЮЗАНЬ
Первый объект на Юрюзани - железнодорожный мост. После пересечения Юрезани по мосту железная дорога поворачивает вправо и далее следует вдоль берега.
Мост находится ниже Усть-Катава, не доезжая до него примерно в 3 км. (В начале XX века это место относилось к Уфимской губернии - так же, как и Усть-Катав. Теперь Усть-Катав находится в Челябинской области, а совсем недалеко от него расположенный мост - на территории республики Башкортостан, в 1 километре к западу от границы.)
Мост был построен в 1888 - 1892 гг. по проекту видного инженера и ученого Н.А.Белелюбского, построившего более ста металлических мостов по всей России, в том числе и мосты на Самаро-Златоустовской железной дороге (например, мосты через р. Белую в Уфе и через р. Сим в Миньяре).
Белелюбский был "чистым" инженером и при проектировании мостов не ставил перед собой эстетические задачи. Тем не менее в данном случае мост (судя по фотографиям Прокудина-Горского) очень хорошо вписался в живописное природное окружение.
Судя по современной фотографии [2], в дальнейшем этот мост был реконструирован, хотя и с сохранением общего характера конструкций - ферм с ездой поверху.
Общий вид местности у Юрезанского моста. 1910
Репродукция №20606. Оригинал
Эта фотография (так же, как и следующие три) сделана вниз по течению Юрюзани, в направлении от Усть-Катава.
Защитная стенка у железной дороги по р. Юрезани. 1910
Репродукция №20602. Оригинал
Юрезанский мост с выемкой. 1910
Репродукция №20608. Оригинал Крупное изображение
[Выемка у Юрезанского моста.] 1910
Репродукция №20628. Оригинал
Эта фотография помещена под ошибочным названием "Выемка у Катав-Ивановского завода". (Об ошибке говорит сравнение с предыдущей фотографией. Эта ошибка замечена на форуме сайта "Храмы России" [3а].)
По пути к Юрезанскому мосту. 1910
Репродукция №20605. Оригинал
Фотография сделана в обратную сторону, вверх по течению Юрюзани. Название фотографии - скорее всего, неточное: путь в этом направлении - от Юрезанского моста к Усть-Катаву. (В принципе, нельзя совсем исключить то, что Прокудин-Горский специально ездил к мосту назад из Усть-Катава. Но все-таки это маловероятно - хотя бы уже потому, что фотографии Юрюзанского моста помещены в альбоме перед фотографиями Усть-Катава, а не наоборот.)
Скала Гребень на р. Юрезани у моста. 1910
Репродукция №20609. Оригинал
Юрезанский мост. 1910
Репродукция №20607. Оригинал
[Юрезанский мост]. 1910
Репродукция №20603. Оригинал Крупное изображение
Авторское название - не вполне точное: "По пути к Юрезанскому мосту".
Выемка у Юрезанского моста. 1910
Репродукция №20604. Оригинал
На фотографии видны те же скалы, что на заднем плане предыдущих двух фотографий. Снимок сделан в обратную сторону. Место съемки определено в [4, 3б]. (В первой редакции данной страницы этот снимок был ошибочно отнесен к Катав-Ивановску.)
Юрезанский мост. 1910
Репродукция №20610. Оригинал Крупное изображение
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт "Златоуст". http://www.zlatoust.ru/. В.Бухарцев, А.Козлов. Белелюбский Николай Аполлонович. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?225
2. Транспортная галерея "Рельсы и дороги". Фотография "ВЛ10-437 с поездом проходят мост через Юрюзань". http://rail-road.msk.ru/?view=1449
3. Сайт "Храмы России". Форум, страницы: а) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=60; б) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&sid=019afcc79235afe9260ece77ebe34969&start=180
4. http://oldcolor.livejournal.com/4953.html#cutid1
УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.