Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Урал и Западная Сибирь
ПО ТРАССЕ КАНАЛА ЧУСОВАЯ - ИСЕТЬ
Страница 1 2
Далее Прокудин-Горский совершил поездку по местности, в которой в начале XX в. предполагалось провести канал от Чусовой к Исети. Этот канал должен был стать важнейшей частью Транскральского водного пути (называемого также Камско-Тобольским), который соединил бы бассейны основных рек Европейской части России и Западной Сибири. Новый судоходный путь разгрузил бы Транссибирскую железную дорогу, обеспечил бы более дешевую доставку грузов; в соответствии с проектом Екатеринбург стал бы одним из важнейших портовых городов России. Предполагалось строительство шлюзов, водохранилищ, гидроэлектростанций.
Сама по себе идея соединить Чусовую с Исетью была не нова, уже в начале XVIII в. ее высказывал В.Н.Татищев, возвращались к ней и во времена Екатерины II. В 1815 г. по инициативе управляющего Верх-Исетским заводом Зотова начали копать канал от Чусовой к Исети для повышения уровня воды в Верх-Исетском пруду. Но ему было приказано прекратить работы, иак как опасались обмеления Чусовой. Недостроенный канал был известен под названием Зотовской канавы. (Хотя Прокудин-Горский не запечатлел Зотовскую канаву, но она незримо присутствует на фотографиях: она упоминается в названии одной из фотографий, а в общей сложности рядом с Зотовской канавой сделано, видимо, пять фотографий.) Вопрос о строительстве канала вновь поднимался при Николае I.
И наконец, в начале XX века началась подготовка к строительству канала. Разработчиком проекта был инженер Н.Попов. Вопрос о строительстве рассматривался правительственной комиссией.
В 1912 г. Прокудин-Горский выехал на Урал со специальным заданием министра путей сообщения Рухлова: отснять весь путь проектируемого Трансуральского водного пути, важнейшей частью которого был проектируемый канал.
Этот проект так и остался не осуществлен. О нем еще раз вспомнили в советское время, строительство канала было включено в план второй пятилетки (1932 - 1937), но оно и на этот раз осталось не осуществлено.
В соответствии с проектом основной канал должен был быть проведен по руслу речки Решотки (современное написание - Решетка), впадающей в Исеть в районе начала Верх-Исетского пруда. Именно этому участку Прокудин-Горский уделил наибольшее внимание.
Учитывая то, что в наше время Решетка на большинстве карт даже не обозначена, я поместил на отдельной странице карту, представляющую собой фрагмент подробной топографической карты [3], на которую я нанес маршрут поездки Прокудина-Горского и места съемки.
Судя по расположению черно-белых копий фотографий в альбоме, после посещения Уткинской слободы на Чусовой Прокудин-Горский добрался до Коуровки, там сел на поезд и проехал по железной дороге весьма далеко на восток - до станции Палкино, где железная дорога пересекает реку Исеть и начинается Верх-Исетский пруд - к тому месту, где к Исети должен был подходить канал.
Общий вид деревни Палкино (с юга). 1912
Репродукция№20874. Оригинал Крупное изображение
О часовне, которая видна в правой половине фотографии, мне, к сожалению, не удалось найти никаких данных.
Начало Верхисетского пруда (с запада). 1912
Репродукция №20781. Оригинал Крупное изображение
Несколько неестественный желтый оттенок солнечного пятна на траве в левой половине фотографии связан, очевидно, с тем, что во время съемки облака быстро передвигались по небу. Впрочем, по-моему, данная особенность едва ли очень портит снимок; я ее не стал исправлять.
Фотография сделана примерно с того же места, что и предыдущая, с разворотом на 90 ° по часовой стрелке (см. карту). Сюда должен был подходить канал от Чусовой.
Другие фотографии Верх-Исетского пруда см. в разделе "Екатеринбург".
В Палкине Прокудин-Горский сделал еще одну фотографию, которая, к сожалению, не сохранилась (или не найдена). В альбоме "Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways", на странице 13 есть подпись под пустым местом: "Железнодорожный мост через Исеть у деревни Палкино (Кунгурская ветка)".
Дальнейший путь Прокудина-Горского лежал на запад (в направлении противоположном тому, в котором он ехал в Палкино) вдоль речки Решотки (Решетки), по руслу которой должен был быть проведен канал. (Заметим, что в [1] Решетка ошибочно названа притоком Чусовой. На самом деле это приток Исети.) Места съемки обозначены на карте.
Река Решетка в 4 в. от деревни Решета (видна Кунгурская жел. дор. ветка). 1912
Репродукция №20782. Оригинал Крупное изображение
Местоположение на карте обозначено исходя из расстояния (на восток) от деревни, которая теперь называется Старые Решеты. См. пояснение к следующей фотографии.
Общий вид дер. Решота с Липовой горы. 1912
Репродукция №20787. Оригинал
На карте видны две деревни с похожими названиями: Решеты и Старые Решеты. Какая из них изображена на этой и других фотографиях?
Липовая гора - это, очевидно, обозначенная на карте высота 335,8 м у железнодорожной станции Липовой. Рядом с этой горой находятся Старые решеты (а рядом с Решетами вообще не видно никаких высот). Значит, изображена деревня, которая сейчас называется Старые Решеты.
Речка Решетка отсюда не видна. Вероятно, она протекает по дну оврага, который виден в правой половине фотографии; слева он закрыт зеленью.
Река Решотка у дер. Решоты по оси канала (с юго-запада). 1912 Репродукция №20784. |
Река Решотка у дер. Решоты по оси канала (вид в другую сторону). 1912 Репродукция №20786. |
Близ Зотовской канавы по оси канала Решотка у водокачки для ст. Хрустальной Пермь-Кунгурской ж.д. 1912 Репродукция №20783. Оригинал |
Водокачка с запрудой у ст. Хрустальной. 1912 Репродукция №20785. |
Эти две фотографии сделаны во взаимно перпендикулярных направлениях (ср. постройки на заднем плане).
Водокачка обозначена на карте. Она находится не совсем рядом со станцией Хрустальной, а примерно в километре от нее. От водокачки к станции ведет канал.
С юга от водокачки, примерно в 200 метрах параллельно данному отрезку Решетки проходит Зотовская канава. Как уже сказано во вступлении к данной странице, это канал, который начали копать в 1815 г., но не довели дело до конца. Любопытно, что в 1940-х гг. опять начали копать канал в том же месте - и опять не довели дело до конца! Этот недостроенный канал виден на карте.
В альбоме фотография станции Хрустальной помещена непосредственно сразу вслед за этими двумя фотографиями. Но я думаю, что, скорее всего, Прокудин-Горский сделал ее немного позже - после двух следующих снимков, представленных на этой странице. (А фотографию станции Хрустальной я поместил уже на следующей странице.)
Вероятно, Прокудин-Горский дошел до истока Решетки- того места, где она образуется от слияния двух ручьев, Теплого и Студеного (на представленном здесь фрагменте карты названия этих ручьев обрезаны; они видны на карте целиком [3]). Затем он повернул на юг и вновь, после долгого перерыва вышел к Чусовой.
На дамбе водохранилища на р. Чусовой (у перевала на р. Решотку). 1912. Репродукция №20790. Оригинал |
Река Чусовая близ гидрометрической станции у перевала на р. Решотку. 1912 Репродукция №20789. Оригинал |
Гидрометрическая станция. 1912 Репродукция №20792 |
Эти три фотографии сделаны, видимо, в том месте, где от Чусовой отходит Зотовская канава.
Заметим, что сейчас здесь Волчихинское водохранилище. Оно появилось только в 1944 году. Но, судя по названию первой фотографии, водохранилище проектировалось здесь уже в начале XX века.
Гидрометрическая станция на Чусовой была устроена, вероятно, в связи с предстоящими работами по строительству канала и водохранилища.
Страница 1 2
УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.