Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Урал и Западная Сибирь
КАТАВ-ИВАНОВСКИЙ ЗАВОД
После Юрюзанского завода железная дорога отходит от реки Юрюзани. Ветка, отходящая от станции Вязовой, заканчивается у Катав-Ивановского завода, Уфимской губернии (ныне город Катав-Ивановск, Челябинской области), расположенного на реке Катав.
Катав-Ивановский завод и поселение при нем были основаны в 1755 г. В начале XX в. предприятие принадлежало князьям Белосельским-Белозерскимю. Производство завода - выплавка чугуна и стали, выделка железа. Завод изготавливал железнодорожные рельсы (чем, видимо, и обусловлено проведение к нему особой железнодорожной ветки). Завод по-прежнему функционирует в наше время.
Следует заметить, что некоторые фотографии Катав-Ивановского завода помещены на сайте библиотеки Конгресса США под неправильными названиями и отнесены к другим местам, в то время как другие фотографии, отнесенные к Катав-Ивановскому заводу, на самом деле не имеют к нему отношения. Повод для ошибок дал, к сожалению, сам Прокудин-Горский, вклеивший черно-белые копии некоторых фотографий не на те места в альбоме. Правильная идентификация фотографий выполнена в основном на форуме сайта "Храмы России" [4].
После исправления идентификации можно утверждать, что собственно завод и поселение изображены только на двух фотографиях (остальное - фотографии железной дороги, а также гор в окрестностях Катав-Ивановского завода). С этих двух фотографий мы и начнем рассмотрение.
Катав-Ивановский завод. Заводский пруд и плотина. 1910 Репродукция №20630. |
Общий вид Катав-Ивановского завода. 1910 Репродукция №20622. |
Левая фотография помещена под явно ошибочным названием "Запруда на р. Юрезани. Буны". Ошибка связана с тем, что черно-белая копия этой фотографии наклеена в альбоме не свое место. Фотография идентифицирована на форуме сайта "Храмы России [4а - г]. Подробнее...
Левая фотография снята со стороны реки Катав вверх по течению. (См., например, [4в], первое сообщение участника форума Славы от 20.04.2010. В том, что это именно то самое место, можно дополнительно убедиться, воспользовавшись программой Google Earth, для чего необходимо на карте Google нажать ссылку "Земля".) Справа на переднем плане территория предприятия и проходящая перед ней железнодорожная линия (по которой во время съемки катился слева направо вагон, очевидно, спущенный с горки). Вдали, за прудом - поселение.
Правая фотография - это продолжение вправо левой фотографии (замечено на форуме сайта "Храмы России" [4а, в]). На ней изображено то же предприятие, а перед ним - та же железнодорожная линия. (Я должен сказать, что допустил вольность при восстановлении этой фотографии. Я не гарантирую правильность цветов вагонов у нижнего края фотографии, а также расположенных правее двора с забором и построек. Дело в том, что в нижней части изображения отсутствует изображение в красном цветовом канале. В принципе, следовало бы отрезать эту часть, но мне жаль было терять изображение железной дороги.)
Вдали на правой фотографии возвышается красивый, монументальный храм в стиле классицизма. Это двухэтажная церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1824 г. Ее внешний облик необычен для православного храма. Две колокольни на главном фасаде (а если не ошибаюсь, еще и отсутствие купола над основным объемом) придают ей сходство с католическими церквями. Следует сказать, что подобные композиции храмов получили распространение и в русской архитектуре, но это было значительно раньше - в последней трети XVIII и первые годы XIX в. В 1820-х гг. такие церкви обычно уже не строились. Как бы то ни было, церковь Иоанна Предтечи представляла собой незаурядное произведение архитектуры.
В 1930 г. церковь была закрыта и приспособлена под клуб. При этом здание было обезличено: уничтожены верхние ярусы обеих колоколен; кроме того, заложена верхняя часть лоджии на главном фасаде. Кладбище при церкви превращено в городской сад.
Мост через р. Катаву у завода. 1910
Репродукция №20619. Оригинал
Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910
Репродукция №20626. Оригинал
[Выемка у Катав-Ивановского завода]. 1910 Репродукция №20616. Оригинал Фотография помещена под ошибочным названием "Самая большая выемка у Усть-Катава". Ошибку заметили автор блога oldcolor [5] и независимо от него посетитель данного сайта Николай (Палыч). Изображена та же выемка, что и на предыдущей фотографии. Ср. современную фотографию, присланнуюмне в феврале 2011 г. Николаем (справа). |
Современная фотография, сделанная посетителем данного сайта Николаем (Палычем) |
Разноцветные глинистые сланцы у Катав-Ивановского завода. 1910
Репродукция №20620. Оригинал
Выходные пласты у Катав-Ивановского завода. 1910 Репродукция №20621. Оригинал |
Выходные пласты у Катав-Ивановского завода. 1910 Репродукция №20625. Оригинал |
Заготовка дров в горах. 1910
Репродукция №20627. Оригинал Крупное изображение
Если не ошибаюсь, вдали слева видны многочисленные поленницы.
Следует упомянуть еще одну фотографию, ошибочно отнесенную к Катав-Ивановскому заводу, - "Заводский поселок" (репродукция №20624). На самом деле эта фотография сделана на Юрюзанском заводе.
В первоначальной редакции данной страницы была ошибочно помещена еще одна фотография (репродукция №20604), которая, как было впоследствии установлено, на самом деле сделана у Юрюзанского моста.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 324, 325
2. Катав-Ивановску 255. http://katavivanovsk.bezformata.ru/listnews/katav-ivanovsku-255/96707/
3. Владимир Хохлов. Белая церковь, святые кресты... http://www.terra-project.ru/architect/Belay_cerkov_svytye_kresty.html
4. Сайт "Храмы России". http://www.temples.ru/ Форум, страницы: а) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014; б) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=15; в) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=30; г) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=60
5. http://oldcolor.livejournal.com/6230.html#cutid1
УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.