Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Урал и Западная Сибирь
В коллекции библиотеки Конгресса США хранятся около 450 фотографий Урала и почти 100 фотографий Западной Сибири.
Конечно, сделать все эти фотографии за одну поездку было физически невозможно. Можно говорить, по меньшей мере, о четырех поездках Прокудина-Горского по Уралу (одна из них также с посещением Западной Сибири):
1. Поездка осенью 1909 г. (после окончания поездки по Мариинской системе).
Поездка началась в Перми, продолжилась в Екатеринбурге. Отсюда Прокудин-Горский совершил поездки на Чертово городище, в Каменск-Уральский, потом поехал (очевидно, по железной дороге) в Верхотурье, сделал там фотографии, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод. Заметим, что на сохранившихся цветных фотографиях Перми и Екатеринбурга то и дело видны пожелтевшие деревья, а на Чертовом городище, в горах, осень уже вступила в свои права.
После этого Прокудин-Горский отправился на Южный Урал, где осень пока еще не чувствовалась: Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. Но после этого, видимо, погода резко испортилась, и Прокудин-Горский закончил поездку. По пути домой он сделал несколько фотографий на станции Вязовая, где уже был снег; одна из этих фотографий точно датирована 12/25 сентября 1909 г. Видимо, последняя его фотография - это "Вид с задней площадки у ст. Симская Самарско-Златоустовской железной дороги"; снега здесь нет, но на горах виден осенний лес с желтыми и красными деревьями.
По данным, любезно предоставленным Владимиром Ивашкевичем, в газете "Пермские губернские ведомости" от 19августа/1 сентября 1909 г. сообщается:
"Альбом видов Урала. 17 августа, с пассажирским поездом, в особом служебном вагоне Николаевской железной дороги прибыл в Пермь фотограф С.М.Прокудин-Горский, которым производятся фотографические снимки видов Урала. В Перми фотограф пробудет 2 - 3 дня и поедет дальше. Все виды предназначены для альбома, который будет поднесен наследнику-Цесаревичу."
Таким образом, известна точная дата начала поездки - с 17/30 августа 1909 г. Время появления последней фотографии в поездке (фотографии станции Симской) тоже можно назвать весьма точно, в пределах 2 - 3 дней: это 12 - 14/25 - 27 сентября 1909 г. То, что время известно настолько точно, - это, пожалуй, уникальный случай. Вся большая, насыщенная поездка продолжалась меньше месяца.
2. Поездка по Южному Уралу летом 1910 г. (до поездки по Волге от Углича до Городца, которая - судя по сохранившимся цветным фотографиям Плеса и Макарьева - закончилась уже осенью). В ней Прокудин-Горский отчасти доснял то, что не успел в предыдущую поездку.
Поездка началась в Уфе. (Возможно, еще раньше Прокудин-Горский сделал фотографии мавзолея Хусейн-бека у станции Чишмы, расположенной по пути в Уфу.) Затем Прокудин-Горский поехал по железной дороге на восток, по пути сделал фотографии на станции Шакша. Далее - реки Сим (в прошлую поездку он был только на станции Симской) и Юрюзань (в прошлую поездку он был только на станции Вязовой); Катав-Ивановский завод, Саткинский завод, Бакальские рудники, гора и озеро Зюраткуль, а затем опять окрестности Златоуста - станция Уржумка и Александровская сопка. Прокудин-Горский посетил также башкирскую деревню Эхья.
3. Поездка на Северный Урал - в село Ныроб и город Чердынь. (Не ранее 1912 года. Подробнее...)
Прокудин-Горский проехал в Ныроб (видимо, через Пермь), сфотографировал это историческое село, а затем на обратном пути сделал фотографии села Искор, реки Колвы у Камгорта, села Вильгорт - и, наконец, Чердыни.
4. Поездка по проектируемому Камско-Тобольскому водному пути в 1912 г., с посещением Западной Сибири. (О проекте Камско-Тобольского водного пути см. здесь.)
Поездка началась, видимо, в Перми, откуда Прокудин-Горский проехал к началу маршрута. (Хотя не исключено, что он совместил данную поездку с предыдущей, проехав к Чусовой из Чердыни.) Прокудин-Горский совершил путешествие по реке Чусовой от ее устья до Уткинской слободы. Далее - поездка по местности, в которой предполагалось строительство канала Чусовая - Исеть. Затем поездка по Исети, начавшаяся ниже Каменска-Уральского (который Прокудин-Горский посетил в первую поездку) - и далее до впадения Исети в Тобол. После этого (судя по расположению фотографий в альбоме) Прокудин-Горский проехал по Тоболу до Ялуторовска, оттуда проехал до Тюмени. После этого он вернулся на Тобол и по Тоболу доехал до Тобольска, где и завершил поездку.
Кроме этих поездок, были, очевидно, и другие, эпизодические посещения Урала.
Подавляющее большинство черно-белых копий фотографий размещены в альбомах "Ural Mountains, Survey of Industrial Areas" (два альбома, продолжающие друг друга) и "Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways".
В альбомах "Ural Mountains, Survey of Industrial Areas" собраны копии фотографий, сделанных в первых трех поездках. На сайте библиотеки Конгресса США все эти фотографии датированы 1910 годом. Такая датировка явно ошибочна: одну из фотографий станции Вязовая Прокудин-Горский собственноручно датировал 12 сентября 1909 года (по старому стилю). Дата "1910 год" стоит только на странице 45 - там, где размещены первые снимки Уфы (всего в этих двух альбомах 74 страницы). Кроме того, есть и еще один признак того, что фотографии сделаны в разных поездках: на негативах фотографий, сделанных в первой поездке (до Златоуста, Вязовой и Симской включительно), почти всегда (за очень немногими исключениями) есть трехзначные метки со стороны эмульсии, причем порядок их следования соответствует порядку следования черно-белых копий в альбоме. На негативах всех остальных фотографий таких меток нет.
В альбоме "Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways" помещены черно-белые копии фотографий, выполненных в четвертой поездке. На первой странице альбома написано: "Работа 1912 года. Отдел III. Камско-Тобольский водный путь".
Еще некоторое, очень небольшое число копий фотографий Урала помещено в альбоме "Various Views and Studies", в котором в основном собраны, очевидно, ранние работы Прокудина-Горского (до 1909 года, когда он начал систематическое фотографирование разных мест Российской империи). Наличие этих снимков говорит о том, что были и некоторые, вероятно, эпизодические посещения Урала (например, по пути в Среднюю Азию).
Наконец, среди не атрибутированных фотографий, видимо, тоже есть некоторые, сделанные на Урале.
В данном разделе сайта размещение фотографий, как правило, соответствует маршрутам поездок. Исключение составляют, в основном, те случаи, когда маршруты пересекались друг с другом: в таких случаях все фотографии одного и того же района собраны вместе.
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.